Автор Тема: GNU/Linux - взгляд со стороны системного администратора  (Прочитано 1917 раз)

DJ_Baldey

  • Разработчик
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 258
  • Карма: +137/-6
  • ~# service djbaldey reload
    • Просмотр профиля
    • «Ros'X»
Данная заметка основана на конспекте доклада на семинаре автоматизаторов в ОПФР по ЕАО (ноябрь 2009г.)

GNU/Linux:
  • появился 7 сентября 1991 года.
  • общее название UNIX-подобных операционных систем на основе ядра Linux и собранных для него библиотек и системных программ, разработанных в рамках проекта GNU.

Главные «козыри»:
  • Сетевое взаимодействие:
    Изначально Linux разрабатывалась как многопользовательская ОС, в отличие от Windows, где упор делался на единственного пользователя. Поэтому использование её в крупных компаниях целесообразнее, за счёт наличия встроенных инструментов взаимодействия между компьютерами в корпоративной сети, не привлекая при этом стороннее, дорогое ПО, как приходится это делать в сетях на базе Windows-машин, расходуя огромные финансовые активы.
    Теперь все эти инструменты, свободные, но простые и надёжные как автомат Калашникова, приобретают приятный графический интерфейс для взаимодействия с оператором ПК. Что в свою очередь снижает планку знаний и навыков для работы с ПК, которая ранее была очень высока.
  • Надёжность:
    За счёт жёсткой политики разграничения прав, Unix-подобные системы обладают самой высокой надёжностью и стабильностью среди известных систем.
  • Пластичность:
    За счет модульности ядра и свободного доступа к исходным текстам, имеется возможность собрать любую систему под конкретные нужды организации.

Критика:

На заре роста популярности (2006-2007гг) Linux критиковалась за:
  • неудобство использования в настольных компьютерах.
  • нехватки полноценных версий популярных программ (особенно офисных пакетов).
  • проблем с поддержкой оборудования (пользователи ноутбуков).
  • сложность изучения в Linux того, что выходит за рамки повседневного использования.
  • трудности в настройке оборудования.
  • проблемы в различных приложениях с кириллицей и другими не латинскими кодировками, требующие ручного вмешательства и настройки.

Сегодня  все эти пункты практически сведены «на нет» и с появлением Windows 7 на рынке проблема с поддержкой «железа» наблюдается как раз таки у неё (особенно заметно со старыми компьютерами).

Опровержения:

  • Неудобство. Интерфейс Gnome и KDE превосходит по количеству клавиатурных сочетаний и пунктов контекстного меню любую ОС от Microsoft.
    Тем более, интерфейс новой Windows 7 позаимствован с KDE4, но не предоставляет полного набора аналогичных функций.
  • Нехватка программ. Нет полноценной замены MS Visio, но есть возможность написания требуемых шаблонов для Dia. Нет профессиональных редакторов нелинейного видеомонтажа уровня Adobe Premiere. Всё остальное, касающееся офисных приложений тем более, имеется, причём с богатым выбором.
  • Проблемы с поддержкой оборудования. В основном касается самых новых мобильных видеокарт Nvidia и ATI. Решается установкой новейшего ядра.
  • Сложность изучения. Сложнее таблицы умножения в десятки раз, но в сотни раз легче высшей математики, изучаемой всеми, имеющими высшее образование.
  • Трудности в настройке. Поскольку конфигурационные файлы имеют текстовый формат и поддерживают комментарии в теле файла, то пластичность наряду с точностью и лёгкостью настроек, в сравнении с принципом реестра, на порядок выше.
  • Проблемы с кириллицей. Linux работает с современной 16-битной кодировкой utf-8, поддерживающей все известные языки мира. Для этого в исходные тексты программ добавляется поддержка юникода. Старые же 8-битные кодировки типа cp1251 или cp866 поддерживаются конверторами и текстовыми редакторами. Но, существуют программы (их немного), использующие только символы ASCII (в них забыли добавить юникод), и поэтому не работающие с другими языками.

Что требует Linux:

От пользователя:
Linux это система, требующая от пользователя действительных знаний и навыков работы с ПК. На данный момент от пользователя Linux не требуется знание файловых систем, умения монтировать устройства и пользоваться командной строкой. Но, если пользователь не имеет четкого представления что такое  «файл», «директория», «операционная система», «программа», «обработка информации», то можно сказать что он не имеет ни навыков, ни знаний для работы на любом ПК, вне зависимости от установленной на нём операционной системы.

От персонала IT:
Linux это система, требующая от системного администратора и разработчика ПО неплохого владения английским языком, обильного чтения руководств (прим.: почему сейчас это считается "отстоем"?) перед попыткой что-либо изменить или начать работу. Так же Linux требует забыть windows-подход к администрированию и разработке программ. Поскольку обратное чаще всего приведет к возникновению ошибок, которых невозможно добиться используя рекомендованное для этой системы решение.

Типичный пример:
Требуется удаленно по очень слабому каналу на сервере из огромного (в несколько тысяч строк) лог-файла выудить информацию на 20 сентября текущего года по пользователю «Вася» и действиям его в определённой папке. Результат сохранить в файл.

Действия на сервере Windows:
Консольный Edlin слишком «узок» и выводит запросы по любому поводу.
Поэтому ставим или разрабатываем дополнительные программы-парсеры...
Действия на сервере Linux:
grep '20.09.2009' /var/log/ftp | grep 'Вася' | grep '/var/ftp/upload/' > result.txt

От безопасности:
Единственное и главное условие безопасности хранения и передачи данных — наличие сложного пароля (рекомендуемая длина - не менее 8 символов различного регистра, включая буквы, цифры и различные символьные обозначения латинской раскладки). И его своевременная смена.

Проблемы обучения:

К сожалению ситуация с обучением пользователей на курсах «работа с ПК» и последующим получением грамотно работающего специалиста очень сложна. Это происходит в основном по трём причинам:
  • Обучение жёстко привязывается к определённому приложению или рабочему окружению, теряя при этом основы работы с любым ПК. (курсы по работе с ПК превращаются в курсы по «Word и Exel»)
  • Отсутствие желания научится у самого обучаемого.
  • Обучение проводится полуграмотными преподавателями.

Ситуация с обучением персонала IT так-же сложна, так как не во всех регионах есть профессионалы, готовые проводить мастер-классы. Чаще всего из-за того что такие люди не располагают свободным временем в силу своей уникальности.

Проблемы внедрения:

   1. Аппаратно-технические:
a. Специфические узкоспециализированные устройства (выпускаемые ограниченными партиями и уже закупленные) в компьютерной сети организации.
   Примеры:
   АСО «Селена», PCMCI модем RoverMate Edgus.
b. Для решения проблем, обновления и установки дополнительного ПО требуется хороший, желательно безлимитный, доступ в интернет хотя бы одного ПК.
c. Периферийные устройства, от производителей, по каким-либо причинам не поддерживающих UNIX-системы, например новейшие МФУ от Canon.

   2. Прикладные:
a. Внутреннее ПО организации относится к какой либо из следующих категорий:
   устаревшее (DOS-приложения, FoxPro)
   низкого качества (страницы web работающие только с одним браузером)
   отсутствие кроссплатформенности (такой как у OpenOffice.Org)
b. Отсутствие прогрессивных разработчиков внутреннего ПО, способных транслировать свои разработки на кроссплатформенные языки и библиотеки.
c. Неоправданное применение стороннего ПО, не рассчитанного на работу под различными ОС.

   3. Психологические:
a. Ярко выраженный консерватизм, отсутствие желания обучения, нежелание рационализации процессов (прим.: рационализаторство на предприятиях перестало приветствоваться и поощряться).
b. Предвзятое отношение к простым текстовым файлам и командной строке.

Итоги:
Плюсы:
  • Внутреннее устройство ОС намного проще Windows.
  • Система логично структурирована, благодаря 30-летней практике UNIX, что повышает дисциплину.
  • В наличии инструменты администратора без дополнительных финансовых расходов.
  • Возможность создать уникальную сеть предприятия, оптимизируя скорость и безопасность.
  • Создание мыслящего коллектива предприятия, способного к учебным и трудовым свершениям. Избавление от "балласта".
Минусы:
  • Требуется время на самообучение сисадмина или деньги на его быстрое профессиональное перепрофилирование в специализированных центрах (прим.: недаром 15 лет MS ковало кадры в Российских институтах).
  • Требуется ревизия компьютерной техники, сбыт ненужной и замена специфичной.
  • Требуется пересмотр личного состава предприятия (прим.: действительно сложное решение).
  • В случае собственного ПО для предприятия, требуется взаимодействие с современными программистами.
« Последнее редактирование: 02 Апрель 2010, 06:32:42 от DJ_Baldey »
Не столь важно что ты делаешь, важно как ты это делаешь! (Джимми Лансфорд, джазмен)